Концертный зал – это «дом» аудио-визуального искусства. В нем есть все, что нужно художнику сцены для создания ощущения иной реальности: свет, звук, декорации. Здесь проходят концерты музыкальных коллективов, театральные постановки, фестивали, театрализованные шоу. Здесь есть все, что нужно для сценического искусства. В силу широты функционала, концертный зал — один из самых сложных интегрированных объектов. Количество интегрированных систем может превышать десяток.
Оснащение концертного зала
Системный подход к оснащению концертного зала подразумевает не просто подбор отдельных видов оборудования и его установку. Необходимо сделать так, чтобы все это разнообразие аудио-визуальных систем работало слаженно и максимально эффективно, что может оказаться не такой простой задачей. Нужно учесть не только проблемы совместимости и специфику оборудования от разных производителей, но и удовлетворить требования к звуку и изображению, оставаясь при этом в рамках бюджета.
Оснащение концертного зала мультимедиа оборудованием предполагает установку следующих систем:
- звукового оборудования;
- светового оборудования;
- оборудования для спецэффектов и механики сцены (дым-машины, оборудование механики сцены и др.);
- оборудования для видеоотображения;
- системы технологического телевидения;
- оборудования для аудио- и видеозаписи;
- коммутационного оборудования;
- системы управления всем комплексом;
- оборудования для радиосвязи.
Звуковое оборудование концертного зала
Система звуковоспроизведения, пожалуй, самая важная в концертном зале. Она состоит из трех подсистем.
1. источников звука 2 видов:
воспроизводящих ранее записанный сигнал (плееры);
передающих «живой» сигнал (микрофоны, звукосниматели музыкальных инструментов);
2. устройств обрабатывающих сигнал (эквалайзеры, усилители, микшеры);
3. устройств воспроизводящих звук (акустические системы).
Световое оборудование концертного зала
В современных залах используется, в основном, управляемое световое оборудование. Это световые приборы самого широкого спектра — от софитов и прожекторов, создающих основной цветовой тон, до светильников для занавеса и задника, а также специальных приборов, создающих спецэффекты.
Софиты
Прямо над основным пространством сцены располагаются штанги с осветительными приборами, которые называют софитами (от итальянского soffite – потолок). Количество софитов прямо пропорционально глубины сцены. Именно они «заливают» ее светом.
Кроме того, софитами называются также приборы, которые крепятся на потолке зрительного зала и светят спереди и сверху. Иначе их называют «контрсофитами». Они позволяют адекватно осветить лицо и фигуру человека, высветлив тени, которые неизбежно дает направленный, пусть и под углом, но все же верхний свет основных софитов.
Роль софитов выполняют как отдельные прожекторы, так ряды светодиодов, которые дают наиболее ровный свет.
Приборы для подсветки задника
Отдельный блок световых приборов подсвечивает задник сцены. Это могут быть как отдельные источники, так и светодиодные ленты, дающие ровный свет. В идеале задник, так же, как и авансцена, должен подсвечиваться и сверху, и снизу.
Световые пушки
У стены противоположной сцене часто располагается одна, две или три световых «пушки», которые посылают на сцену яркие лучи света для выделения того, на что обращают внимание зрителя. Традиционно «пушка» не входит в общую систему управляемых источников. Ее луч направляется прицельно «вручную», но в современных системах освещения управляемые световые пушки могут быть встроены в штангу как с софитами, так и с контрсофитами, что дает дополнительные возможности художнику по свету.
Второстепенные световые приборы
Это все приборы, которые создают специальные эффекты. Без них можно обойтись, но для определенных задач они необходимы.
Управление светом
Для управления световыми приборами и создания уникальных световых картин применяются электронные световые пульты управления с микширующими функциями. С помощью этих приборов, благодаря функциям изменения цвета и яркости, оператор может получать различные цвета и оттенки. Благодаря цифровому кодированию палитры и управления по протоколу DMX, световой пульт в считанные мгновения может вызывать из памяти предустановленные оттенки цвета.
Цветовой микшер может быть как аппаратным, так и программным. С помощью встроенных диммеров (плавных регуляторов) оператор меняет яркость, как отдельных приборов, так и групп светильников. Кроме того, осветитель имеет возможность регулировать как скорость, так и траекторию движения лучей таких приборов как, например, звездное небо.
Дым-машины
Для того, чтобы лучи света можно было видеть, а цветовая «заливка» была более насыщенной в концертных залах используются дым-машины. Эти небольшие устройства стали неотъемлемой частью современного оборудования сцены концертного зала. Различают три типа дым-машин:
- с нагретым паром: для создания восходящих потоков «дыма»;
- с охлажденным паром: для создания эффекта плотных стелющихся слоев внизу сцены;
- «Туман — машины»: эти устройства создают равномерную дымку, позволяя максимально подчеркнуть визуальные эффекты стробоскопа или лазерного проектора.
Система видеоотображения
Обычно система отображения концертного зала состоит из нескольких типов оборудования:
Центральное средство отображения. Как правило – это проекционный экран для кинопоказов и видеоарта, а также мэппинга. В некоторых случаях проекционный экран может быть заменен светодиодным.
Дублирующие или вспомогательные экраны. Эти средства отображения располагаются обычно по бокам от главного. Традиционно дублирующие экраны представляют собой светодиодные или жидкокристаллические панели.
Технические средства отображения. Речь идет, прежде всего, о мониторах в операторской комнате.
Система аудио/видеозаписи
Специальные цифровые устройства (рекордеры) позволяют как документировать происходящее на сцене, так и профессионально записывать звук и видеопоток для дальнейшей обработки и воспроизведения. Особенно часто эта технология звукозаписи используется при записи хоров или оркестров, где записать каждую дорожку по отдельности, а затем свести все вместе представляет собой очень сложную задачу.
Система коммутации
Эта система концертного зала обеспечивает соединение всех источников видеосигнала с устройствами отображения и звуковоспроизведения.
В основе системы коммутации — коммутатор видеосигналов. Для концертных залов используются матричные коммутаторы, которые позволяют управлять сигналами многих источников, передавая их на необходимые для мероприятия устройства отображения. Количество источников/средств отображения, которые могут быть скоммутированы, может достигать одновременно 64. В стандартных видеоматрицах, так по-другому называют матричные коммутаторы, до 32 входов/выходов.
Простейший пример работы коммутатора – переключение во время шоу заранее смонтированного видеоряда на изображение камер технологического телевидения, которые позволяют увидеть в деталях происходящее на сцене.
В концертных залах обычно используются так называемые «бесподрывные коммутаторы». Они не оставляют на экране «черного поля» при переключении сигналов источников.
Система управления
Система управления позволяет оператору управлять оборудованием зала посредством интерфейса управления, который может быть как стационарным так и мобильным, вплоть до управления с сенсорного дисплея планшета.
Система центрального управления, пожалуй, самая важная в современном концертном зале. Именно она превращает множество систем зала в единый «организм», мозгом которого становится оператор зала.
Оператор может управлять практически всем – от такого сложного оборудования как коммутатор видеосигналов, до простых моторов штанкетных подъемников сцены.
В современных залах система управления позволяет не только комфортно управлять оборудованием, но и значительно снизить расходы на рабочих сцены.
Радиосвязь
Система технологической радиосвязи необходима для общения участников масштабного представления с режиссером. Можно пользоваться и рациями, однако когда режиссеру нужно давать команды актерам или шоуменам на сцене, рацию невозможно использовать.
Сигнал голосовой связи обычно передается в наушник в тот же канал, где шоумен слышит общий смикшированный сигнал происходящего на сцене. Радионаушники необходимы в случае концертного зала, в котором проходят масштабные шоу, поскольку они выполняют функцию мониторов (стационарных акустических систем, позволяющих исполнителю слышать самого себя).
Операторская
Всем конгломератом систем концертного зала обычно управляют несколько человек. В состав команды могут входить (в зависимости от сложности мероприятия):
- Звукооператор;
- оператор световых приборов;
- режиссер телетрансляции;
- режиссер мероприятия.
Операторы концертного зала имеют в распоряжении:
- световой микшер;
- аудиомикшер;
- видеокоммутатор с графическим интерфейсом;
- режиссерский пульт;
- интерфейс управления видеоконференцсвязью;
- мониторы предпросмотра контента;
- мультимедийный плеер.
Остались вопросы? Компания ИКТ-казань предлагает Вам только качественное оборудование звоните нам - +7 (843) 203-96-36